Средство Макропулоса внутри нас


Она каждый день пила виски, закусывая вареным луком. И дожила до 115 лет. Это чистая правда, хотя и не стоит воспринимать ее как руководство к действию. На самом деле у каждого долгожителя есть свои секреты и рецепты, даже если они об этом не задумываются. И часто ответ на вопрос «Как прожить долго?» кроется скорее в психологии, чем в физиологии.

12 лет назад — 2 ноября 2000 года скончалась жительница Великобритании Ева Моррис. Мировую известность она приобрела в последние годы жизни, когда выяснилось, что она самая старая женщина в мире. Ева Моррис всего шесть дней не дожила до 115 лет. Те, кто общался с ней в последние годы, описывали ее как женщину веселого нрава, любительницу езды на велосипеде. Хотя ее жизнь вроде бы не слишком располагала к веселью: Ева овдовела еще в 1930-м, а ее единственный сын в скончался от рака в середине 70-х. Сама Ева верила, что живет так долго, благодаря двум вещам: ежевечерней рюмке виски и вареному луку.

Почти в те же дни в Йемене скончался Фахд Аш-Шазли, доживший до 121 года. Он отличался завидным здоровьем, никогда не употреблял лекарств и спиртного, питался исключительно растительной пищей и медом. При этом семь раз был женат, оставив после себя 85 детей, внуков и правнуков. Сегодня в мире живет 200 с лишним тысяч человек, преодолевших 100-летний рубеж. И долгожителей становится все больше. Возможно, не все из них доживут именно до ста, но то, что многим удается вполне бодрыми перешагнуть порог в 80 лет и даже 90 — это вполне реальный факт.

От чего конкретно это зависит, ученые точно сказать не могут. Геронтолог Владимир Хавинсон уверен, что в человеческом организме заложен дополнительный резерв, позволяющий ему дожить до 100-110 лет. Этот резерв — так называемые полипотентные или стволовые клетки, которые есть в каждом органе. Благодаря им организм имеет шанс восстановиться после тяжелых заболеваний. И если бы человек бережно относился к своему организму, не травил бы его химией и алкоголем, не подвергал бы стрессам, то, может, и дожил бы в целости и сохранности до тех самых ста лет. Так что всевозможные советы для долгожителей — вести здоровый образ жизни, правильно питаться, не нервничать и больше гулять — имеют право на существование.

Но не все так просто. И пример Уинстона Черчилля, любителя сигар и коньяка, дожившего до 91 года, а также Евы Моррис с ее ежедневной рюмкой виски — это подтверждает. Когда российские ученые обследовали долгожителей Алтайского края, выяснились интересные факты. Ровесники (всем плюс-минус 90) оценивали себя и свой возраст совершенно по-разному. Кто-то в 80 с небольшим считал себя дряхлым стариком, страдал от многочисленных болячек и мечтал поскорее умереть. А другие в 97 лет занимались физическим трудом, ходили пешком на большие расстояния и почти не жаловались на здоровье. Да еще и мечтали прожить лет десять как минимум. При этом все жили почти в одинаковых условиях.

То, что дело отнюдь не только в физиологии, а скорее, в психологии, уверен и ведущий эксперт Института биологии старения Игорь Артюхов. В интервью «Правде. Ру» он привел весьма показательные факты. Оказывается, в нашей стране были периоды, когда начинала существенно расти средняя продолжительность жизни. Это происходило до середины 60-х годов, во второй половине 80-х и последний раз — в первой половине 90-х.

То есть в это же время она росла и во всех развитых странах, но в России это происходило как-то рывками: всплеск — спад.

«Рост средней продолжительности жизни во второй половине 80-х обычно связывают с борьбой с пьянством. Но я думаю, что какую-то роль здесь сыграла и психология. Потому что это было время больших ожиданий», — уверен Игорь Артюхов. Как и первая половина 60-х, когда в стране началась эра освоения космоса и эпохальных строек. Ну, а в начале 90-х перемены к лучшему, видимо, казались настолько реальными, что это тоже сказалось на увеличении продолжительности жизни.

А после 1998 все сразу рухнуло. С этой точки зрения продолжительность жизни в России начнет реально расти тогда, когда у людей появится не только потребность в удовлетворении материальных нужд, но и некий высший смысл существования. А вот в Окинаве, на Сардинии и греческом острове Икария его, похоже, давно нашли.

Именно на Икарии количество долгожителей на тысячу человек самой высокое в м
ире: каждому третьему жителю перевалило за 90. Здесь на 20 процентов меньше случаев онкологии, чем в остальном мире, на 50 процентов меньше сердечно-сосудистых заболеваний и почти нет старческого слабоумия. Все это в той или иной степени характерно и для японской префектуры Окинава и Сардинии.

Если разложить на составляющие их образ жизни, в нем все вроде бы просто. Питаются правильно, не переедают, в меру занимаются физическим трудом. Но главное — они всегда окружены если не собственной семьей, то не менее близкими по духу соседями. То есть у них практически не бывает вынужденного одиночества, а тем более чувства заброшенности. Может, поэтому им и не хочется умирать.

Александр Массарский, ученый, спортсмен, изобретатель, каскадер, постановщик трюков в таких знаменитых фильмах, как «Белое солнце пустыни», «Мертвый сезон», «Человек-амфибия», уверен, что старость придумали лентяи.

«Биологическая старость наступает только тогда, когда мы это ей позволим. Быстрота реакций, гладкость кожи, тонус мышц, подвижность суставов — зависит лишь от нас самих. И не имеет значения, двадцать нам или семьдесят. На самом деле все эти числа — условность, всего лишь этапы взросления в хронологическом порядке. Единственное, о чем говорят прожитые годы — это сколько раз мы вместе с нашей планетой Земля облетели вокруг Солнца», — написал он в своей статье, посвященной вопросам долголетия. В свои 84 он говорит, у него работы столько, что на хобби времени не хватает. По его мнению, спасти себя от старости человек может только сам. И рецепта здесь два: физическая активность и полноценная духовная жизнь.

Http://www. pravda. ru/society/family/medici…1-makropulos-0/